Корпус «Светлячок»

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений

 Консультация для воспитателей

Учитель-логопед Манцурова Елена Александровна

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковые.

Источник образования зву­ков речи — воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание:

—обеспечивает нормальное звукообразование;

—создает условия для под­держания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохране­ния плавности речи и ин­тонационной выразитель­ности;

—предохраняет голосовой аппарат от переутомле­ния;

—способствует сохранению плавности речи, правиль­ному соблюдению пауз. Речевое  дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аде­ноидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудис­тых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое ды­хание нередко приводит:

—к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

—позднему или неправильно­му усвоению некоторых звуков (например, для пра­вильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

—ослаблению громкости го­лоса, особенно в конце про­изношения длинных фраз;

—в некоторых случаях к ус­корению темпа речи;

—неправильному использова­ния интонационных средств выразительности;

—нечеткому произношению слов (проглатывание окон­чаний).

Для полноценного речево­го дыхания необходимы гиб­кость, эластичность, боль­шой объем дыхательного ап­парата, что достигается пу­тем тренировки речевого и голосового аппарата (произ­несения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочета­ющейся с соответствующими движениями.

Требования к выполнению речевых упражнений:

-перед началом выполнения упражнений проветрить по­мещение: воздух в нем дол­жен быть средней влажно­сти;

-одежда не должна стеснять движений;

-не выполнять речевые упраж­нения после приема пищи;

-упражнения выполнять си­дя, стоя или лежа;

-следить за правильным вы­полнением упражнений (де­ти не должны поднимать плечи и «перебирать дыха­ние», что влечет за собой резкий выдох - голос зву­чит прерывисто, форсиро­ванно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком боль­шим. Также нужно избегать больших задержек дыха­ния, обязательно объясняя детям, зачем нужно на­учиться дышать гармонич­но — полным дыханием, го­ворить только на выдохе, не добирать воздух во время произнесения слова, делать осмысленные паузы при произнесении фраз);

-речевые упражнения огра­ничивать по времени: дли­тельность их от 30 с до 1,5 мин (можно использо­вать песочные часы) во из­бежание утомления ребен­ка и даже возможного голо­вокружения;

-обязательно чередовать выполнение речевых упраж­нений с другими упражне­ниями; - следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешен­ным. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для чёткого его выполнения всеми детьми.

Речевые упражнения следует проводить :

- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

-организационного момента или физкультминуток;

- после дневного сна;

- в свободной деятельности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходима подготовительная работа, суть которой заключается в том. Чтобы научить малышей делать короткий, без напряжения мышц лица и шеи вдох и плавно бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточной силы воздух.

Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего сформировать у ребёнка сильный плавный ротовой выдох, контролировать время выдоха, развивать способность правильно направлять воздушную струю.

Для правильного ротового выдоха необходимо соблюдать следующие условия:

выдоху должен предше­ствовать сильный вдох че­рез нос — «набираем пол­ную грудь воздуха»;

выдох должен происходить плавно, а не толчками;

во время выдоха губы скла­дывать трубочкой и не сжи­мать, щеки не надувать;

во время выдоха воздух должен выходить через рот, а не через нос; если ре­бенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как дол­жен выходить воздух;

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разго­вора нельзя добирать воз­дух при помощи частых ко­ротких вдохов. Упражнения по развитию речевого дыхания следует выполнять в таком порядке:

1)на развитие физиологи­ческого дыхания;

2)дыхательные без участия речи;

3)дыхательно-голосовые:

—на материале гласных зву­ков;

—согласных звуков;

—слогов;

—слов;

—предложений, фраз.

  Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформируется силь­ный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания спо­собствует обучению плавному произношению звуков, сло­гов, слов и фраз на выдохе.

Для выполнения речевых упражнений можно использо­вать различные предметы.

Приведенные ниже упраж­нения необходимы для разви­тия сильного плавного рото­вого выдоха и активизации губных мышц.

«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном рас­стоянии (на уровне лица сто­ящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите вни­мание ребенка на то, какой ме­лодичный получается звук. Затем предложите подуть силь­нее — звук стал громче.

Упражнение научит ребен­ка плавно произносить на вы­дохе звуки и слоги, что явля­ется начальным этапом разви­тия речевого дыхания. Уп­ражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей.

«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с от­верстием для коктейльной трубочки, заполненные ку­сочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в тру­бочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемеща­ются снежинки. Затем предло­жите подуть сильнее — сне­жинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.

Упражнение можно прово­дить одновременно с несколь­кими детьми, используя ин­дивидуальные трубочки.

Отработка правильного ре­чевого дыхания — одна из це­лей проведения игр. С детьми младшего и среднего до­школьного возраста целесооб­разно проводить игру «Звуки вокруг нас».

Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных зву­ков [а], [о], [у], [ы].

Воспитатель. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.


21 декабря 2018 в 09:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.